• Год:2022
    Авторы:Ахмадуллин,РР; Козырев,НВ; Намозов,БР; Кусраев,ЮГ; Karczewski,G; Wojtowicz,T
    Подразделения:

Обнаружено, что при возбуждении циркулярно-поляризованным светом вблизи резонанса экситонных состояний квантовой ямы (КЯ) Cd1-хMхTe, легированной дырками, фотолюминесценция (ФЛ) оказывается также циркулярно-поляризованной (эффект оптической ориентации): в системе присутствует спиновая память. Более того, при возбуждении фотонами с энергией, соответствующей резонансному рождению трионов X+, обнаруживается неожиданное явление ? степень циркулярной поляризации ФЛ меняет знак (эффект инверсии). Этот эффект объясняется необратимым характером спиновой релаксации носителей. Равновесные дырки в квантовой яме формируют магнитные поляроны ? области локального магнитного упорядочения. При образовании трионов X+ с такими дырками, носители заряда оказываются в обменном (внутреннем) поле магнитного полярона, вследствие чего переворот спина сопровождается изменением магнитной энергии, что и приводит к смене знака циркулярной поляризации.

Спектральные исследования эффекта позволяют оценить величину локального магнитного поля, связанного с s/p-d обменным взаимодействим с магнитными ионами.

Иллюстрации

Спектры фотолюминесценции (чёрная кривая) и спектральная зависимость поляризации фотолюминесценции (красная кривая) при фотовозбуждении с энергией (a) 1.7124 эВ, (b) 1.7105 эВ при Т = 1.5 К.

Работа выполнена в рамках Государственного задания, тема № 0040-2014-0005.

Направление ПФНИ 1.3.2.12.

Публикации

1. R.R. Akhmadullin, N.V. Kozyrev, B.R. Namozov, Y.G. Kusrayev, G. Karczewski, T. Wojtowicz, Energy and spin relaxation of excitons in CdMnTe/CdMgTe quantum wells. J. Lumines., v.253, 2023, ArtNo: #119431.
    2. F. Godejohann, R. R. Akhmadullin, K. V. Kavokin, D. R. Yakovlev, I. A. Akimov, B. R. Namozov, Yu. G. Kusrayev, G. Karczewski, T. Wojtowicz, and M. Bayer, Trion magnetic polarons in (Cd,Mn)Te/(Cd,Mn,Mg)Te quantum wells. Phys. Rev. B 106, 195305 (2022).